КАРТА САЙТА

ВИЗИТКА ЦЕНТРА

НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРА
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА
ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРА
ДЛЯ НОВЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
НАШИ ПЛАНЫ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА ФЦПРО
ПУБЛИКАЦИИ
ЦЕНТР В ЛИЦАХ
НОВОСТИ
ОТЗЫВЫ
НОВОСТИ
 

26.03.14 в Центре состоялся мастер-класс социальных педагогов "Техники консультирования в работе с родителями", участниками которого стали 22 специалиста из 21 школы города.

Целью мастер-класса являлось формирование у социальных педагогов и школьных инспекторов практических навыков применения техник консультирования родителей.

Участники мастер-класса выполняли практические задания в подгруппах, что позволило рассмотреть проблемные ситуации в школе с позиции специалиста сопровождения и родителя одновременно. Такая форма методического мероприятия позволила социальным педагогам отработать основные стадии консультирования родителей: сбор информации, осознание потребности родителя, помощь родителю в определении алгоритма решения проблемы и выработке альтернативных решений, а также закрепить навыки применения вопросных техник.

По мнению участников мастер-класса конкретные практические навыки консультирования позволят им достичь максимальных результатов в сопровождении сложных семей и семей в кризисные периоды.

26.03.14 в Центре ППРиК в рамках городского методического марафона проходил семинар-практикум для педагогов классов VII вида.

Тема: «Работа по развитию связной письменной речи (изложение, сочинение) обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида».

На семинаре присутствовали 14 педагогов из всех образовательных учреждений, имеющих коррекционные классы.

Баланина Р.П., методист, педагог МБОУ «Центр ППРиК» представила подходы к работе над изложениями и сочинениями во 2-4 классах. Опыт работы над сочинением по картине и опыт проведения урока по подготовке к сочинению представили педагоги МБОУ «СОШ №16 им. Героя России Алексея Воробьева» Иванова С.В. и Фоменко Е.А..

В обратной связи участники назвали семинар насыщенным, полезным, раскрывающим трудные темы в доступной форме, стимулирующим к дальнейшей работе.

25.03.2014 состоялся семинар для учителей-логопедов МБДОУ по теме: «Организация современного логопедического занятия в условиях ФГОС». Проводила семинар методист Горячева Ирина Львовна. Качество и эффективность логопедического занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Именно этой теме и был посвящен семинар для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Пскова. Логопеды поделились опытом проведения самоанализа и познакомились со схемой анализа современного логопедического занятия в условиях ФГОС.

В рамках методического марафона, организованного Управлением образования города 25.03.14 на базе МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 12" состоялся мастер–класс педагогов-психологов ДОУ на тему «Работа с родителями в условиях ФГОС». Участниками мероприятия стали 20 педагогов-психологов из различных образовательных учреждений города Пскова.

Педагог-психолог Зотеева И.В. представила коллегам модель построения работы педагога-психолога в рамках реализации федеральных государственных стандартов в дошкольном учреждении. Специалисты ответили на ряд вопросов, связанных с организацией практической деятельности в дошкольных учреждениях. По просьбам участников тема данного семинара будет продолжена в рамках постоянно действующего семинара проводимого ежегодно Центром ППРиК.

17.03.14 в Центре состоялась очередная супервизия для педагогов-психологов , в которой приняли участие заинтересованные специалисты их 12 образовательных учреждений города.

Участники супервизии в анонимной форме представили для обсуждения сложные случаи из практики работы психолога в образовательном учреждении и в ходе обсуждения получили помощь своих коллег в виде определения стратегии и направлений дальнейшей работы по каждому конкретному случаю. Подобная форма методической поддержки специалистов, по их мнению, позволяет получить другое видение проблемной ситуации, поделиться собственным опытом и воспользоваться опытом коллег, что является важным фактором непрерывного профессионального развития педагогов-психологов в системе образования.

20 февраля 2014 года в МБОУ «ЦО ППК» состоялось заседание методического объединения социальных педагогов, на котором присутствовало 18 специалистов из разных школа города Пскова. Тема методического объединения является одной из актуальных в деятельности социальных педагогов - «Конфликты без конфликтов». Заместитель директора образовательного учреждения Голубева Е.Г. рассказала гостям о направлениях воспитательной работы школы. Социальные педагоги МБОУ «ЦО ППК» Востокова Т.А. и Воронкова Е.М. познакомили присутствующих с системой работы образовательного учреждения по нравственному воспитанию родителей учащихся. Были предложены разработки родительских собраний в форме беседы «Конфликты без конфликтов» и родительское собрание в форме лектория для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье». Выступления социальных педагогов были интересны и полезны для присутствующих специалистов, поскольку показывали разнообразные методы, которые использовали выступающие, при разработке и проведении родительских собраний: анкетирование родителей и детей с последующим анализом этих анкет, метод незаконченных предложений, социологический опрос, «свободный микрофон». Никого из участников встречи не оставил равнодушным рассказ В. Куликова «Илюша-горбунчик», в котором поднимается вечная проблема добра и зла, детской любви и преданности. Затем социальные педагоги обменялись своим опытом работы по проведению лекториев для родителей.

Участники совещания договорились считать работу по обеспечению психологической безопасности в образовательном учреждении одним из приоритетных направлений деятельности педагога-психолога и систематически повышать свою профессиональную компетентность в данном направлении.

 

19.02.2014 г. Вопросы организации эффективной системы мер воздействия на несовершеннолетнего для решения проблем детской безнадзорности, снижения уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних обсуждали участники и организаторы проекта «Волонтерское наставничество», который стартует в феврале 2014 года в г. Пскове. Проект разработан на основе соглашения о порядке взаимодействия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Псков, Управления ФСКН России по Псковской области, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» города Пскова.

В МБОУ «Центр ППРиК» состоялась первая встреча студентов Псковского государственного университета, которые будут подготовлены в рамках проекта к реализации наставничества с организаторами проекта.

Директор Центра Серб Татьяна Викторовна, приветствуя гостей, раскрыла специфику деятельности учреждения, одним из приоритетных направлений которого является профилактическая и коррекционная работа с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Татьяна Викторовна отметила, что наставничество будет являться дополнительным ресурсом деятельности учреждений системы профилактики и позволит студентам, будущим психологам и социальным работникам приобрести ценный опыт сопровождения подростков и их семей. Руководитель подчеркнула, что специалистами Центра разработана и подготовлена к реализации программаобучения студентов «Я – наставник». Целью программы является развитие личностных ресурсов и формирование специальных компетенций, способствующих осуществлению наставнической деятельности.

Каленчук Галина Юрьевна, начальник отдела «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав» Администрации г. Пскова охарактеризовала ситуацию правонарушений и социального неблагополучия среди несовершеннолетних в городе Пскове и подчеркнула актуальность наставничества, которое будет способствовать эффективному решению проблем детской безнадзорности, снижению уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и будет являться объединяющим стимулом для усиления взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики.

Мирвалиева Ольга Александровна, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Псковской области отметила, что наркотизации в большей степени подвержены именно подростки, находящиеся в социально опасном положении, поэтому волонтерское наставничество приобретает особую актуальность, как сдерживающий фактор приобщения несовершеннолетних к потреблению ПАВ. Особое значение в проекте «Волонтерское наставничество», по мнению Ольги Александровны, имеет личность самого наставника, который должен стать примером для сопровождаемого подростка в первую очередь по вопросам здорового образа жизни.

19.02.14 . в МБОУ «Центр ППРиК» состоялся лекторий для родителей «Повышение скорости чтения у младшего школьника», который проводила Балобейко Е.В., учитель-логопед высшей категории, методист. На лекторий собрались 21 родитель из различных школ города. Родители получили информацию о способах оказания помощи детям в повышении скорости чтения и других аспектах развития навыка чтения у детей, который является базовым для успешного овладения школьной программой. Лекторий завершился ответами на большое количество вопросов, заданных родителями.

18.02.14 состоялось методическое объединение педагогов классов VII вида «Преемственность в работе начальных и средних специальных (коррекционных) классов VII вида», которое проводилось на базе «СОШ №16. 15 педагогов классов VII вида ОУ города. Педагоги изучили опыт преемственности как условие эффективного обучения учащихся классов VII вида в условиях стандартизации образования.

17.02.14 на базе Центра состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Психологическое обеспечение ФГОС», на котором присутствовали

28 педагогов-психологов. Педагогам – психологам представлен «Пакет методик мониторинга ФГОС НОО», который рекомендован для использования в ОУ, определены функции психолога в условиях введения ФГОС.

Участникам семинара предложено сосредоточить внимание на подготовке педагогов компетентному применению методик диагностики познавательных, регулятивных, коммуникативных УДД и выполнению рекомендации психолога по результатам мониторинга личностных УУД.

 

17.02.14. В Центре прошло совещание педагогов-психологов «Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении», в котором приняли участие 29 педагогов-психологов образовательных учреждений города Пскова.

Директор Центра Серб Т.В. информировала педагогов-психологов об участии в совещании, проведенном Губернатором Псковской области Турчаком А.В. по вопросам обеспечения безопасности в образовательных учреждениях. Татьяна Викторовна подчеркнула важность психологической составляющей в обеспечении безопасности образовательного учреждения, которая напрямую связана с компетентностью педагога-психолога.

Цветкова Е.Б. отметила, что различные аспекты обеспечения психологической безопасности периодически рассматривается на методических мероприятиях Центра, и предоставила педагогам-психологам памятки с рекомендациями по реагированию в кризисных ситуациях, которые могут быть распространены в образовательных учреждениях города.

3 по 7 февраля 2014 года в образовательной среде города Пскова прошла «Неделя психолого-педаго гического сопровождения педагога». Более 150 педагогических работников посетили цикл мероприятий, организованных МБОУ «Центр психолого-педаго гической реабилитации и коррекции».

В рамках Недели прошли следующие мероприятия:

- конференция «Личность педагога и требования времени»

- семинар «Речь – профессиональный инструмент педагога»

- семинар «Развитие личностной пластичности педагога»

- психологические тренинги для педагогов

Тренинги «Предконкурсная подготовка педагогов» были направлены на сплочение участников городских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Дебют», формирование у них психологической готовности к участию в предстоящих состязаниях. Опытные психологи, тренеры Финаева И.А., Александрова Т.Г. и Лыкова А.А. предлагали педагогам специальные задания и упражнения, направленные на развитие навыков самопрезентации, активного самовыражения и снятия эмоционального напряжения. В тренингах приняли участие 57 педагогов. По отзывам участников, такие тренинги должны стать обязательными для педагогов не только при подготовке к конкурсам, но и в обычной работе.

Индивидуальные сеансы «БОС» для педагога» и «Релаксационная комната для педагога» явились новым направлением деятельности Центра, ориентированного в основном на оказание помощи детям. Напряженный труд учителя приводит к профессиональном у «выгоранию». Предложенные Горячевой И.Л., методистом-логоп едом Центра, и Овчинниковой Д.А., педагогом-психол огом высшей категории, восстановительны е сеансы позволили педагогам обучиться гармоничному дыханию и освободиться от накопленного эмоционального напряжения с использованием специального оборудования и интерактивной среды релаксационной комнаты. Участники высказали пожелание провести подобные сеансы для своих коллег.

На конференции «Личность педагога и требования времени» представители Управления образования Администрации города Пскова, руководители образовательных учреждений, заместители директоров образовательных учреждений города обсудили проблемы личности современного педагога, связанные с модернизацией образования и вступлением в силу «Закона «Об образовании в Российской Федерации». Участники поделились позитивным опытом, направленным на формирование системы ценностей и компетенций педагогов, приняли решение о необходимости создания условий для укрепления личностных ресурсов педагога с использованием конструктивных направлений и методов работы.

Семинары-тренинг и «Речь – профессиональный инструмент педагога» и «Развитие личностной пластичности педагога» были предложены педагогам начальных классов и педагогам коррекционных классов образовательных учреждений города. Специалист Центра Горячева И.Л. познакомила участников с особенностями речи педагога и предложила специальные упражнения, направленные на формирование публичной, аудиовизуальной и импровизированно й речи педагога.  Дворецкая Т.В. представила педагогам способы развития личностной пластичности, которые позволят легче переживать стрессовые и кризисные ситуации в профессиональной деятельности и личной жизни. Участники семинаров высказали предложение о периодичности подобных встреч.

«Неделя психолого-педаго гического сопровождения педагога» вызвала живой интерес и получила высокую оценку в отзывах педагогических работников города.

30-31 января Центр ППРиК принимал гостей. Участники областного семинара «Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в коррекционно-логопедической работе» познакомились с деятельностью Центра и актуальными направлениями работы специалистов-логопедов. Среди них:

  • Повышение скорости чтения учащихся;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Элементы логопедического массажа и гимнастики;
  • Использование дидактических материалов и пособий;
  • Интрадисциплинарный подход в работе с детьми раннего возраста и др.

Тезисы выступлений:

«Использование в логопедической работе приёмов по формированию речевого дыхания у дошкольников и младших школьников с заиканием и дизартрией»

Горячева Ирина Львовна, учитель-логопед высшей категории,

методист МБОУ «Центр ППРиК»

Речь – одна из важнейших, сложных и не изученных до конца функций человеческого организма. Основное назначение речи – коммуникация.

Речь образуется посредством пяти, синхронно работающих между собой, компонентов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого слуха и центрального механизма координации основных функциональных систем речеобразования. От того, как комплексно развиты все системы речеобразования и как они взаимодействуют друг с другом, зависит красота, сила, богатство речи индивида. При различных дефектах речи нарушения обнаруживаются как в отдельных компонентах речеобразования, так и в механизме их взаимосвязи.

  По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания , так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в практике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

Задачи, которые выполняются при коррекции речи с применением дыхательных упражнений круг пациентов:

•  Формирование диафрагмального дыхания

Вся работа по формированию свободной плавной интонированной речи у детей с темпо-ритмическим нарушением речи, а также у детей с темповыми нарушениями, начинается с обретения устойчивого навыка замедленного диафрагмального дыхания с длинным выдохом. Затем на выдохе вырабатываются навыки артикуляции, голосообразования. Только потом переходим к свободной речи.

•  Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне и во время речи

Одним из клинических симптомов, характерных для детей с дизартрией является нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (спастика артикуляционных мышц, гипотония или меняющийся тонус мышц). При использовании ДУ предусматривается контроль сокращения мышц. В результате тренировки вырабатывается правильная артикуляция на диафрагмально-релаксационном дыхании.

•  Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения

У детей-алаликов в различной степени ограничены возможности общения с окружающими вследствие несформированности структур речи, бедности словаря, отсутствия связной речи, затруднения в понимании речи, а также вследствие общего снижения психической активности. Это создаёт условия неправильного функционирования анализаторных процессов, которые являются обязательными предпосылками развития речевой деятельности.

•  Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций

Во многих литературных источниках одним из симптомов, приводящим к темпо-ритмическим, а также к дизартрическим нарушениям, является изменение в работе вегетативной функции организма. ДУ являются одним из функциональных методов целенаправленной коррекции функций вегетативной и центральной нервной системы, так как направлен на мобилизацию внутренних резервов организма, посредством диафрагмально-релаксационного дыхания.

•  Обеспечение оптимальной физиологической и энергетической цены речи и её компонентов

Использование ДУ для совершенствования речи позволили рекомендовать её для широкого применения в качестве профилактического средства для улучшения здоровья и борьбы с изношенностью голоса. Прежде всего, это необходимо учащимся начальных классов, где нагрузка на голос возрастает в связи с ростом требований предъявляемых программой.

•  Профилактика голоса и речи

Ведущим нарушением при ринолалии и ринофонии является изменение тембра голоса - открытая назализация. Одними из этапов коррекции является постановка диафрагмального дыхания и дифференциация вдоха и выдоха.

•  Развитие высших психических функций

На фоне применения диафрагмально-релаксационного дыхания отмечается положительная динамика в развитии высших психических функций: улучшалась память, концентрировалось внимание, формировалась усидчивость, сосредоточенность. Это позволило проводить сеансы с детьми, имеющими первичный диагноз: ЗПР и интеллектуальная недостаточность различной этиологии.

•  Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе само регуляции

Было отмечено, что речь после ДУ становиться более плавной, слитной, естественной, эмоционально окрашенной, выразительной. Дети, прослушивая аудиозаписи своей речи на протяжении курса занятий, отмечали положительную динамику в качестве речи, начинали верить в свои силы и физиологические возможности. Снижается уровень речевой тревожности, дети становятся более коммуникабельные, повышается уровень самооценки себя и своей речи.

•  Оздоровление организма в целом

  Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

•  Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

•  Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

•  Развивать фонационный (озвученный) выдох.

•  Развивать речевое дыхание.

•  Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. 

Виды этой работы:

•  Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

•  Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

•  Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.

•  Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

•  Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

•  Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

  При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

•  не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

•  температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

•  одежда не должна стеснять движений;

•  не заниматься сразу после приема пищи;

•  не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

Комплекс упражнений по развитию дыхания.
Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз.

В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15-20 секунд.

I Этап

  Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

•  дышать надо носом;

•  нельзя поднимать плечи при вдохе;

•  в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

  II Этап

  Цель: выработать у детей более глубокий вдох и более длительный выдох.

В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

  III Этап

  Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией.

  IV Этап

  Цель: развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.

Литература:

•  Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы).- М.: Медицина, 1999.

•  Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников.- М., 2004.

•  Визель Т.Г. Зачем нейропсихология нужна логопедии? // Логопедия.- 2005, N 1.

•  Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- М., 1983.

•  Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. - 2005, N 2.

•  Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия.- М., 1990.

•  Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера.- М.: Медицина, 1983.

•  Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Раздел: Дыхательная гимнастика.- СПб, 2004.

•  Лазарев М.Л. Здравствуй!: Оздоровительно-развивающая программа.- М., 2004.

•   Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.- 1987, N 10.

•   Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок: Дидактический материал по логопедии. - М., 1999.

•   Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2004.

•   Лопатина Л.В. Особенности тембра голоса у детей со стертой дизартрией // Логопедия.-2004, N 3.

•   Максимов И. Фониатрия.- М., 1987.

•   Мусова И. Логопедические чистоговорки.- М.: Тандем, 1999.

•   Пантелеева Л.А. Роль пения в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи // Логопедия.-2005, N 2.

•   Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1969.

•   Сорокина В.Т.А. Исследование особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом // Логопедия.-2005, N1.

•   Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.

•   Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.- М.,1994.

•   Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология.- 2003, N 3.

•   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2004.

Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Акимова Елена Сергеевна, учитель – дефектолог

высшей категории МБОУ «Центр ПРиК»

Предлагаемая программа является психолого–педагогической коррекционно–развивающей программой и адресована учителям – дефектологам, работающим с детьми младшего школьного возраста, имеющими сложную структуру дефекта.

Цель программы: коррекция и компенсация недостатков развития личностной сферы и ряда важных психических функций у детей со сложной структурой дефекта

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений.
  2. Осуществление коррекции и развития психических процессов и функций с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников через использование специальных приемов и методов работы.
  3. Формирование познавательных мотивов у детей.
  4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения ребенка со сложной структурой дефекта

Принципы:

  1. Принцип системности
  2. Принцип развития
  3. Принцип комплексности
  4. Принцип коррекционной направленности
  5. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  6. Опора на сохранные звенья.
  7. Учет закономерностей онтогенеза.
  8. Учет индивидуальных особенностей ребенка
  9. Воздействие на микросоциальное окружение.

Направления:

•  Диагностическое

•  Коррекционно – развивающее

•  Консультативно - просветительское и профилактическое

Диагностическое направление включает в себя:

• первичное дефектологическое обследование;

• систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;

• проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Цель дефектологического обследования: определение уровня готовности ребенка к коррекционному обучению, ведущему к преодолению отставания и искажения в его развитии, причин и механизмов уже возникших учебных проблем, прогноз возможных трудностей обучения как на начальном этапе, так и в последующем.

Методики обследования:

•  Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995

•  Стребелева Е.А. Психолого – педагогическое обследование детей (Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. М., 1998)

•  Диагностика уровня развития интеллекта. Тест Д. Векслера.

Психологический аспект включает в себя изучение:

•  уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося;

•  особенностей гнозиса и праксиса;

•  межанализаторного взаимодействия;

•  пространственно-временных представлений;

•  характера произвольной деятельности школьника.

Педагогическое обследование:

•  изучение уровня умственного развития ребенка;

•  анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок);

•  наблюдение за учащимися в учебной деятельности;

•  выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков;

•  определение этапа, на котором эти трудности возникли;

•  определение условий их преодоления.

Направления коррекционно-развивающей работы:

•  Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, размер);

•  Формирование пространственно-временных представлений (времена года, их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года; дни недели, название предыдущего и последующего дня по отношению к данному; части суток; определение времени по часам; соматопространственная ориентировка; ориентировка в двухмерном пространстве; ориентировка в трехмерном пространстве);

•  Умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты):

•  формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

•  развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

•  развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

•  Развитие моторных функций:

•  развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

•  развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

•  Нормализация ведущей деятельности возраста: формирование учебной мотивации;

•  Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

•  Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

•  Развитие личностной сферы:

•  снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

•  формирование адекватной самооценки;

•  развитие коммуникативных способностей.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

•  оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка со сложной структурой дефекта;

•  подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач;

•  работа по профилактике вторичных, третичных нарушений развития;

•  разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

 

Повышение скорости чтения учащихся начальной школы

Балобейко Е.В., учитель-логопед высшей категории

МБОУ «Центр ППРиК»

В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам чтения многими специалистами. В связи с этим, разработана Национальная программа поддержки и развития чтения (2007 – 2020), направленная на повышение уровня читательской компетентности, которая позволит человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в письменной форме и успешно ее использовать. А это только возможно при правильном и быстром чтении, которое характеризуется слиянием техники и понимания.

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как медленно читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, не сможет воспринимать полученную информацию. Отсюда снижается мотивация учения. Надеяться, на то, что с годами беглость чтения придет сама по себе, не стоит. Именно, учащиеся начальных классов имеют практически неисчерпаемый резерв повышение скорости чтения, так как они находятся в благоприятном возрасте.

Скорость (темп) чтения - количество слов прочитанных в минуту. Скорость чтения есть индивидуальная характеристика. Это отмечено в стандартах 2004 г. (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования). В связи с этим разработчики стандартов сняли жесткие требования к скорости чтения. Но в тоже время стандарт обязывает решать задачу постепенного увеличения скорости чтения, не травмируя ребенка.

Для определения точных причин, тормозящих скорость чтения, необходимо проведение тщательной диагностики. Наиболее адекватными на наш взгляд являются методики, предложенные психологами Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г.

Можно выделить 9 причин тормозящих скорость чтения:

•  Нарушение зрения у ребенка

•  Природный темп деятельности

•  Регрессии

•  Отсутствие антиципации

•  Артикуляция

•  Малое поле зрения

•  Уровень организации внимания

•  Уровень развития оперативной памяти

•  Нежелание ребенка читать.

Определив причины , необходимо подобрать специально развивающие упражнения. Нужно учитывать, что самое главное – не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поскольку, память человека устроена таким образом, что запоминается то, что мелькает, а не то, что постоянно перед глазами. Наиболее эффективны занятия, которые длятся 10-15 минут и проводятся не реже 3 – 4 раз в неделю.

Таким образом, работая над повышением скорости чтения, мы формируем не только прочный навык беглого чтения, но и обеспечиваем развитие всех психических процессов: память, мышление, внимание…

Литература:

•  Гераськина Г.В., Глазкова М.А. Развитие техники чтения, или Путешествие капитана Джима по стране Знаний: 1 – 4 классы. – М., 2011.

•  Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. – Ростов – на – Дону, 2010.

•  Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь ХХ I века . - С.-П. , 1992.

•  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. –М., 2008.

•  Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С.-П.,2001.

•  Максмук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2007.

•  Сабельникова С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1 –4 классы. – М.,2011.

 

Элементы логопедического массажа и пассивной гимнастики при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков

  Данилина Елена Александровна, учитель-логопед

высшей категории МБОУ «Центр ППРиК»

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, всегда центрального характера, при этом речь ребенка мало разборчива, часто понятна окружающим лишь ситуативно.

Коррекция данной речевой патологии представляет определенные трудности для логопедов, так как при дизартрии наблюдаются мышечные нарушения в артикуляторном аппарате.

Классификация дизартрия основана на особенностях мышечного тонуса лицевых мышц и мышц языка и выделяется формы дизартрии. (Спастическая, паретическая, спастико- паретическая и т.д.)

Базовым условием в постановке звуков является формирование определенной артикуляционной позы. Часто сделать это чрезвычайно трудно, так как движения языка резко ограничены, либо малой амплитуды, а подчас невозможны.

В коррекции дизартрии я использую логопедический массаж, сочетая его с пассивной гимнастикой на первом этапе, с пассивно - активной на втором, активно-пассивной и, наконец, активной гимнастикой на последующих этапах. (Логопедический массаж

делается лишь в том случае, если нет противопоказаний: эпилепсия у ребенка, любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, коньюктевиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатический желез, резко выраженная пульсация сонных артерий).

Необходимо очень четко определить тонус мышцы, так как исходя именно из этого, мы используем приемы массажа: стимуляцию или расслабление.

Как показывает опыт работы, вышеописанные приемы позволяют сокращать сроки коррекции при дизартрии, поскольку:

  • быстрее нормализуется мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшается проявление парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, (часто у детей с ДЦП);
  • происходит снижение синкинезий;
  • увеличивается объем и амплитуда артикуляционных движений;
  • формируется произвольные, координированные движения органов артикуляции.

Это позволяет по крупицам собрать артикуляцию определенного звука, постепенно восстанавливая и очищая речь ребенка.

Рекомендации для родителей детей раннего возраста,

имеющих задержку речевого развития

Яковлева И.А., учитель - логопед,

Николаева В.А. учитель – дефектолог

МБОУ «Центр ПРиК»

Речь формируется в первые годы жизни. Степень ее развития зависит от многих факторов: особенностей самого ребенка, социальной среды, пола, отношений с родителями, физиологических особенностей и т.д.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

Родителям:

•  Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же как свои сверстники? Стремится ли он общаться со взрослыми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в общении (аутизм) или задержкой в психическом развитии.

•  Обратить внимание хорошо ли он понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

•  Провести обследование ребенка, включающее консультацию врача-невролога, МПМПК (это очень важно для выбора метода коррекции и соответствующего лечения), а только после этого занятия психолога, дефектолога и логопеда.

•  При необходимости начать коррекционную работу параллельно с лечением.

Для преодоления задержки речевого или психического развития важно как общаются с ребенком его родители!

Работа с детьми с ЗРР начинается с их родителей, т.к. они могут не замечать или не признавать проблему в том что ребенок в 2-2,5 года молчит, объясняя это по разному: он все понимает, только ленится, он весь в папу (в дедушку), тот тоже поздно заговорил! Но подобная задержка должна насторожить родителей и побудить к действиям.

Обязательно:

•  Проконсультироваться со специалистами (невролог, логопед (дефектолог, психолог).

•  Всегда начинайте общение с установление зрительного контакта и установления положительного эмоционального настроя.

•  Больше говорите с ребенком озвучивая все его действия во время кормления, одевания, купания, комментируя окружающее. Не бойтесь произношения одних и тех же слов, говорите их четко и внятно.

•  Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай», «Покажи где…», «Кто это». Опирайтесь на то, что ребенку доступно, неоднократно повторяйте уже усвоенное.

•  Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять репертуар.

•  Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр («Прятки» – ку-ку, «Паровозик» – ту-ту), вместе удивляйтесь увиденному: «Ух ты!»).

•  Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова, сокращайте текст сказок, говоря понятными словами.

•  Не дожидайтесь когда ребенок заговорит. Учите его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

•  Играйте в игры, тренирующие артикуляционные мышцы (стройте рожицы, надувайте щечки, рисуйте блопенами). Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку (от 3 до 5 упражнений в день). При этом взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений.

•  Тренируйте дыхание: дуйте на ватные шарики - игра «футбол», дуйте в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек, пускайте мыльные пузыри и т.д.

(При этом пассивно удерживать определенную позу губ «хоботок»)

•  Массируйте ручки ребенка, играйте с ним в пальчиковые игры, предлагайте перебирать мелкие или шероховатые предметы, это стимулирует развитие мелкой моторики и активизирует речевые центры мозга.

•  Хвалите ребенка за любую попытку что-то сказать.

•  Говорите только о том, что происходит «здесь и сейчас», о том, что актуально для ребенка на данный момент.

•  Дайте ребенку возможность выбирать – еду, одежду, игру. Задавайте при этом вопросы « Что ты будешь пить - молоко или сок?». Делайте паузу, дожидаясь ответа.

•  Проговаривайте по слогам простые слова (например: «коза» - «ко-за», «вода» - «во-да» и т. д.).

•  Делайте ребенку массаж языка, щечек, губ (артикуляционных мышц), используя при этом «первую» зубную щетку, пустышку, массажный ролик. Помните: повторение - это мать учения. Снова и снова повторяйте одно и то же.

 

Использование дидактического пособия «Ассолька» в формировании фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Сивочко Ольга Станиславовна,

учитель-логопед МБОУ «Центр ППРиК»

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению, имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, его умения читать.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать и писать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Осваивать язык необходимо во всей его полноте и в доступной форме. Поэтому создание дополнительной образовательной программы «Обучение детей чтению» 5–7 лет в дошкольном учреждении является актуальным .

С начала своей практической деятельности мне было интересно, как проще и понятнее учить ребёнка читать. Исследовала и пользовалась теми методиками, которые казались мне наиболее интересными и отказываясь от тех, которые в полной мере не отвечали моим требованиям. Наиболее интересным в то время мне показалось пособие Воскобович «Складушки». Именно с него и началась моя работа над составлением своего учебного пособия, так как идея сама мне понравилась: сразу знакомство ребёнка со всеми 10 гласными, заучивание весёлых песенок для букв и пение слоговых рядов!!! Именно пение мне было особенно интересно.

Что касается обучения чтению, многое оставалось недостаточным, неполным, недосказанным, неглубоким.

Я предлагаю Вашему вниманию учебно-игровое логопедическое пособие-тренажёр по обучению чтению и письму дошкольников на основе развития музической стороны речи, над которым я работала более 10лет. Я решила разработать свою методику, которая наиболее полно, с моей точки зрения, решает проблему обучения чтению.

Главные вопросы при разработке пособия.

Что является пусковым механизмом для начала обучения чтению, и когда можно с уверенностью сказать, что ребёнок в полной мере овладел навыками письма и чтения. Какой объём необходимых знаний он должен получить в процессе обучения? каков порядок изложения материала? Насколько он доступен и понятен для восприятия ребёнком?

  Основные моменты для анализа своего подхода к обучению чтения.

  1 момент . Экскурс в историю звуковых методик .

Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы методов обучения грамоте стояли и стоят по сегодняшний день очень остро, так как чтение всегда рассматривалось как первый и основной предмет начального обучения. Звуковой метод, предложенный К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил существовавший до этого буквослагательный метод.

К.Д. Ушинский ввёл новую методику обучения грамоте – на звуковой основе, при сочетании аналитической и синтетической работы учащихся. Свой метод учёный назвал историческим, потому что он воспроизводил открытие звукового письма нашими далёкими предками: в слове выделялись звуки, они обозначались буквами. Умение читать было у него вторичным, оно следовало за письмом. Такая логика было отвергнута его продолжателями.

Методика, разработанная К. Д. Ушинским, коренным образом отличается от всех предшествующих методик тем , что детей постепенно ведут от выделения отдельного звука в слове к проведению полного звукового анализа слова. Таковы безусловные и чрезвычайно значительные достоинства этого метода.

За прошедшие годы звуковой метод не раз подвергался различного рода модификациям, вредным последствием которых оказалось возникшее представление о чтении как о процессе нанизывания «чистых» звуков при последовательном восприятии букв. Если сущность метода К. Д. Ушинского заключалась в том, что основной упор в обучении чтению он делал на серьезную длительную работу со звуковой стороной языка и поэтому назвал свой метод звуковым, то в дальнейшем название «звуковой» стало означать, что при чтении назывались якобы «чистые» звуки, слияние которых и приводило к чтению.

Для чтения детям предлагаются вначале слова только с твердыми согласными, так как, по мнению методистов, чтение слов с мягкими согласными значительно труднее, чем с твердыми. И действительно, при существующем в настоящее время способе обучения чтению с нанизыванием «чистых» звуков трудно даже представить, как можно предложить ребенку читать слог с мягким согласным: ведь в слоге мя, например, первый звук ребенок должен назвать «м». Напомним, что К. Д. Ушинский предлагал знакомить детей сначала со всеми гласными буквами и сразу переходить к чтению слогов как с твердыми, так и с мягкими согласными. Хотя никто не отрицает важности и обязательности обучения детей звуковому анализу, на деле этот звуковой анализ лишь отдаленно напоминает тот, который был предложен сто лет назад К. Д. Ушинским.

К. Д. Ушинский говорил: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».

Уделив большое внимание знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, К. Д. Ушинский не дал способа научения самому процессу чтения. Дети, которые учились таким способом, принцип чтения должны были интуитивно открывать сами.

2-ой момент . Музыкальные элементы речи.

Каждый язык имеет свою мелодию, свой ритм, своё звуковое оформление. И обучая ребёнка речи, как устной, начиная с первых слов, так и письменной - нужно это учитывать! Наш, русский язык - мелодичный, напевный, но непростой по своей грамматике.

Пение – это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Поэтому обязательно включать в процесс обучения чтению и письму элементы вокализации.

Пение можно использовать как коррекционное средство для постановки правильной артикуляции при произнесении звуков речи, для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации ( просодики). Процесс развития вокальных навыков, является средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания .

«Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребёнка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребёнок ещё не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает. Хотя и искажённо, но музыкально правильно.»[Зееман, 1962]

3 момент . Творческий процесс.

В.А Сухомлинский обратил внимание на тот факт, что «обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки; формируется способность к самообучению, саморазвитию.»

[ C ухомлинский, 1971 ]

Материал пособия построен на 5 последовательных ступенях, основанных на логопедических принципах и приёмах работы с буквой, звуком, словом . Достаточный объём для восприятия ребёнком. Нет лишних ходов, которые отводят ребёнка от цели. Каждая последующая ступень базируется на знаниях и умениях, полученных на предыдущей ступени. Можно легко проследить с помощью теста каждый раздел. Легко корректировать ребёнка во время обучения на любой ступени.

Одновременно ребёнок во время обучения сам готовит по образцу свой Учебный тренажёр , работая с тетрадью, картоном. При этом у него возникает необходимость непроизвольно, с самого начала обучения сравнивать, анализировать, копировать, запоминать, творчески работать, использовать на практике изучаемый материал.

Обучение чтению проводится по пяти последовательным ступеням:

« Звук à Буква à Слияние à Слог à Слово»

1ступень. Звук - голос .

Гласные звуки. 6 звуков. Работа с символами губной артикуляции гласных.

2 ступень. Буква – знак.

Гласные буквы. Понятие «звук» и «буква».2 ряда гласных.

3 ступень. Слияние – основа.

Согласные звуки и буквы. Заучивание слияний, их анализ.

4 ступень. Сочетание – комбинации.

Добавление новой буквы к слиянию. Звуко-буквенный анализ и синтез.

5 ступень. Слово – смысловая единица.

Понятие слог и слово. Разница между слогом и словом. Их звучание, значение, написание. Звуко - буквенный анализ слова. Чтение и письмо слов, словосочетаний и предложений.

Процессы обучения чтению и письму должны осуществляться одновременно!

Дети должны учиться воспринимать слово целиком. Осознанно! Каждое слово несёт смысловую нагрузку и зрительно должно восприниматься целым.

Данная система обучения направлена на формирование базовой основы овладения чтением и письмом, расширяет поле готовности детей к обучению грамоте:

  • Способствует развитию фонематического слуха.
  • Проводится с использованием игровых приёмов.
  • Учитывает возрастные особенности ребёнка.
  • Осуществляется индивидуальный подход.
  • Развивает память, внимание, мышление.
  • Направлена на развитие речевого голоса, речевого дыхания, артикуляции.
  • Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком и буквой.
  • Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи, ускоряет нормализацию звукопроизношения дошкольников.
  • Способствует совершенствованию конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическим материалом при изготовлении своего учебного тренажёра.
  • Отличается от школьного обучения чтению.
  • Способствует профилактике нарушений чтения и письма.

Речь человека, его язык – это музыка. Она должна быть эмоционально наполненной, напевной, выразительной, ритмичной, чёткой, осознанной. Ребёнок должен научиться чувствовать свою речь, свой язык – тот, на котором говорит - для правильного овладения чтением и письмом. Для того, чтобы успешно самостоятельно учиться!

Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (Сухомлинский В. А.)

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. (Ушинский К. Д)

Одно из орудий для получения знаний, но орудие очень существенное, — это умение пользоваться книгой. (Крупская Н. К)

 

23  января 2014 года в «Псковском городском молодежном центре» состоялось заседание методического объединения социальных педагогов, на котором присутствовали 21 специалист из разных школ города.

Заместитель директора Центра  Назарой Олеся Викторовна с помощью содержательной компьютерной презентации познакомила гостей с особенностями работы Центра.  Социальные педагоги города получили полную информацию об   основных  направлениях работы данного учреждения с различными категориями молодежи, касающихся трудоустройства молодежи, организации их досуга, развитии добровольчества, проведении летних лагерей и слетов, краеведческой работы.

Сотрудничество специалистов муниципальной социально-педагогической службы с городским молодежным центром открывает дополнительные ресурсы для организации досуга учащихся «группы риска».

21 января 2014 года на базе Центра прошел семинар для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений города.

Участники семинара познакомились с психофизиологическими особенностями развития учащихся начальной школы и получили, разработанный творческой группой психологов «Пакет методических материалов мониторинга ФГОС НОО».

Все участники семинара положительно оценили мероприятие, подчеркнув информационную насыщенность, важность и актуальность представленных диагностических методик и методических материалов.

20.01.2014 г. состоялось методическое объединение педагогов-психологов школ г. Пскова, которое проводилось на базе МБОУ «СЭЛ №21 имени Героя России С.В. Самойлова». Тема заседания: «Элементы системной семейной психотерапии в работе с проблемами обучающихся».

Педагоги-психологи: Рвачева Е.Б., Васильева Т.Н., Ефимова Н.А. представили своим коллегам опыт работы по актуальной проблеме влияния на поведение и учебную успешность учащихся семенных конфликтов и семейных дисфункций.

Участники познакомились с задачами работы педагога-психолога с проблемной семьей, с эффективными подходами и приемами работы, такими как:

•  Измен ение представления семьи о влиянии проблем ы на жизнь ребенка;

•  И зменени е односторонних родительских взглядов на подростков на разносторонни е;

•  Помо щ ь в осознании процесса, который вызвал нарушения в отношениях с подростком ;

•  П оддержк а , необходим ая для стабилизации эмоционального отношения членов семьи к себе и другим ;

•  С оздание атмосфер ы доверия и «открыти я » эмоционально - личностных проблем, затрудняющих взаимоотношения ;

•  Стимулирование новы х эффективных способо в взаимодействия , способствующих личностному росту ребенка и успешности ребенка в образовательном учреждении .

 

29 ноября в Центре состоялся семинар «Психолого-педагогические аспекты подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ», на котором присутствовали 25 учителей математики школ г. Пскова. Семинар проводился по запросу Управления образования и был направлен на повышение компетентности педагогов по вопросам использования эффективных коммуникативных стратегий в работе и профилактику экзаменационного стресса.

Ведущие семинара Серб Т.В., директор Центра, педагог-психолог высшей категории и Александрова Т.Г., педагог-психолог высшей категории познакомили участников с наиболее значимыми психологическими характеристиками, которые требуются выпускнику в процессе сдачи ЕГЭ. Участники семинара рассмотрели типизацию психолого-педагогических особенностей обучающихся с учетом подготовки к экзамену, техники саморегуляции и оздоровления.

 

20 ноября 2013 года состоялось городское методическое объединение учителей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, которое проходило на базе отделения индивидуального развития МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Тема мероприятия: «Работа над лексическим значением слова в начальных классах VII вида». На мероприятии присутствовали представители всех школ города, имеющих коррекционные классы.

Участникам МО были представлены выступления, открытые уроки, индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Опыт своей работы над лексическим значением слова обобщила и представила педагог Деменчук С.И.

Открытые уроки «Суффикс – значимая часть слова» и «Ребята и утята» показали педагоги Дегтярева Г.Н. и Трофимова И.И. Коррекционное занятие «Путешествие в лес» и логопедическое занятие «Мой город» показали педагог Маревцева В.И. и учитель-логопед Адуевский А.В.

Мероприятие было проведено на высоком организационном уровне, участники получили методические материалы в электронном виде.

15 ноября 2013 года на туристической базе «Динамо» (д. Бор Бельково) состоялся молодежный слет волонтерского антинаркотического движения г. Пскова. Мероприятие осуществлялось в рамках ДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы».

Организатором мероприятия выступил МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» при финансовой поддержке Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации г. Пскова, а также, при участии Управления ФСКН России по Псковской области.

На слете присутствовали 25 представителей волонтерских отрядов различных образовательных учреждений г.Пскова, которые в течение 1 дня успели обсудить вопросы профилактики наркомании, формирования здорового образа жизни, а также работу общественных организаций и волонтерских отрядов города.

Занятия проводились в форме психологического тренинга, бесед и дискуссий по секциям. Секции были посвящены различным аспектам волонтерской антинаркотической деятельности.

В рамках секции, проведенной Пушкаревой Е.С. оперуполномоченным ОМВП УФСКН России по Псковской области, участники слета имели возможность узнать о деятельности Управления ФСКН России по Псковской области в сфере профилактики наркотизма, а также обучиться проведению Всероссийского Интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!».

Вопросы организации проектной волонтерской деятельности и взаимодействия со спонсорами обсудила с участниками слета руководитель молодежного волонтерского движения «Наш выбор!», социальный педагог МБОУ «Вечерняя (сменная) школа №1» г. Пскова Александрова Ю.О.

Тренинг для участников слета, посвященный психологическим аспектам волонтерской деятельности, провела Масловская М.В., психолог МБОУ «Центр ППРиК».

Важным аспектом работы волонтеров на слете явилась разработка проектов антинаркотических акций, а также отработка навыков фандрайзинга.

Организаторы слета выражают благодарность за помощь в организации и проведении мероприятий слета студентам Псков ГУ Гаврилову Никите и Бакееву Алексею, учащейся МБОУ «Псковский технический лицей» Васильевой Карине.

11.11.2013 г. на базе МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» состоялся Интернет-урок антинаркотической направленности для родителей обучающихся образовательных учреждений г. Пскова «Имею право знать!».

В рамках Интернет-урока родители получили подробную информацию об официальном сайте ФСКН Российской Федерации, услышали выступления специалистов УФСКН России по Псковской области, МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области», УМВД России по Псковской области. Выступления специалистов были посвящены различным аспектам формирования зависимости от психоактивных веществ у подростков и молодежи. Родители получили важную информацию о работе различных ведомств и общественных организаций, занимающихся профилактикой наркозависимости.

Особый гость мероприятия, советник губернатора Псковской области Корнейчук И.С., вручила директору МБОУ «Центр ППРиК» Серб Т.В. благодарственное письмо губернатора Псковской области за плодотворную работу в сфере сохранения здоровья детей и подростков.

6 ноября 2013 года в Центре состоялся семинар по теме «Использование звукосимволических средств в работе логопеда».

Пополнить свои теоретические знания и опыт работы по коррекции и развитию речи детей пришли как учителя – логопеды школ, так и учителя начальных классов. Семинар проходил в форме мастер-класса, который провела методист Центра Балобейко Елена Викторовна.

Использование зрительных символов на логопедических занятиях с младшими школьниками позволяет улучшить восприятие звуков, способствует нормализации звукопроизношения, обеспечивает формирование осознанных навыков звукового анализа и синтеза, развивает орфографическую зоркость, предупреждает ошибки при письме и смешивание понятий звуков и букв, а также активизирует умственную деятельность и совершенствует психические процессы школьника.

6 ноября состоялось заседание Методического Объединения учителей-логопедов города Пскова, которое прошло на базе МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 48».

Тема заседания «Формирование речевой деятельности у безречевых детей». На заседании присутствовали 48 учителей-логопедов и дефектологов города.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т.е. с детьми, у которых речь состоит из вокализаций, звукоподражаний и звукокомплексов, эмоциональных восклицаний, отдельных нечетко произносимых обиходных слов.

Специалисты определи направления, задачи и приемы логопедической работы с безречевыми детьми, а также основные виды коррекционной работы. Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей «безречевого» ребенка.

17 октября на базе МБОУ «Центр ППРиК» в рамках работы сетевого центра проводились курсы повышения квалификации учителей-логопедов и педагогов-дефектологов Псковской области.

Директор Центра Серб Т.В. познакомила гостей с особенностями работы учреждения. Горячева И.Л.- методист, учитель-логопед представила опыт работы по формированию связной речи и рассказала об использовании интерактивных форм и приемов обучения на логопедических занятиях для детей с ОВЗ.

Балобейко Е.В. - методист, учитель-логопед познакомила слушателей со здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС и ФГТ.

Адер Л.Б. – председатель муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии представила систему сопровождения детей с ОНР в условиях логопункта.

Дворецкая Т.В.- зам.директора по НМР, педагог-психолог рассказала специалистам об особенностях работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

15-17 октября состоялся обучающий семинар для педагогов-психологов «Коррекция эмоционально-волевой сферы методами креативной психотерапии».

Мастер-классы по теме представила Эрика Осипук - практикующий психолог из Белоруссии. Психологи города Пскова познакомились с п реимуществами арт-терапии,

со с пецификой арт-терапевтической диагностики детей, подростков и педагогов, освоили различные техники арт-терапии, которые будут использованы на коррекционных занятиях с детьми, подростками и педагогами.

3 октября 2013 года состоялось заседание методического объединения социальных педагогов, на котором присутствовали 18 специалистов из разных школ города.

В ходе обсуждения участники методического объединения определили приоритетные направления своей деятельности и круг проблем, с которыми им приходится сталкиваться при выполнении должностных обязанностей. Участники наметили пути их решения и подчеркнули преимущества профессионального взаимодействия.

 

27.05.13 в Центре прошел семинар «Опыт использования методики Д.Векслера», на котором присутствовали педагоги-психологи школ и дошкольных образовательных учреждений г. Пскова и области, заинтересованные в использовании методики диагностики интеллекта. Участники семинара имели возможность познакомиться с самой методикой, определить сферы ее использования и сформировать основы практических навыков ее применения в работе с детьми и подростками.

 

16 мая 2013 года состоялось методическое объединение социальных педагогов по теме «Итоги работы 2012-2013 учебного года. Обмен опытом. Планирование», на котором присутствовало17 человек.

Методист Управления образования Администрации г. Пскова Цибульская Л. А. проинформировала социальных педагогов об организации летнего отдыха подростков, состоящих на учёте в УМВД России по г. Пскову и КПДН. Методист Центра Михайлова Т.В. познакомила участников с Приказом УО «Об утверждении методических рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на профилактическом учете».

Социальные педагоги поделились итогами работы за 2012-2013 учебный год и внесли предложения в план работы на следующий учебный год.

 

апреле-мае 2013 года проведен мониторинг речевого
развития детей старших групп в 30 МДОУ г.Пскова.
В ходе мониторинга учителями-логопедами экспертной группы
обследованы 1466 детей, посещающих старшие группы детских садов.
Выявлено 1050 детей с речевыми нарушениями различной этиологии и тяжести,
что составляет 72% от общего числа детей, участвовавших в мониторинге.
Для удовлетворения потребности в логопедической коррекционно-развивающей помощи
в 2013-2014 учебном году для работы на логопунктах МДОУ г. Пскова
требуется 43 ставки учителей-логопедов.
Для обеспечения работы логопунктов в МДОУ города Пскова
выделено 27 ставок учителей-логопедов.

 

13.05.13 состоялись итоговые заседания методических объединений, на которых присутствовали педагоги-психологи дошкольных и школьных образовательных учреждения города. Специалисты отчитались о своей работе за 2012-2013 учебный год.

Наиболее актуальными направлениями деятельности в истекшем учебном году, по их мнению, стали:

•  Психологическое обеспечение ФГОС;

•  Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, в том числе средствами изобразительной деятельности;

•  Осуществление психодиагностики и составление заключения при подготовке на ГПМПК

•  Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом и другими участниками образовательного процесса в ДОУ.

Педагоги – психологи дали положительную оценку качеству методического сопровождении, организованного Центром и сформулировали запросы на следующий учебный год. По их мнению, на методических мероприятиях специалисты получили возможность овладения практическими методами, техниками и технологиями психокоррекционной работы. Практические навыки и материалы, представленные на методических мероприятиях были внедрены в практическую работу образовательных учреждений.

28.03.2013 г. в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции состоялась Межведомственная конференция по теме «Индивидуальная траектория сопровождения ребенка».

Цель: активизация межведомственного взаимодействия при построении и реализации индивидуальной траектории сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

На конференции присутствовали представители Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управления образования, подразделения по делам несовершеннолетних УВД, органов социальной защиты, службы занятости населения, социальные педагоги образовательных учреждений и специалисты Центра.

Серб Татьяна Викторовна, директор МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и Дворецкая Т.В., зам.директора по НМР рассказали о возможностях и опыте работы Центра по сопровождению ребенка в трудной жизненной ситуации на практическом и методическом уровне.

Каленчук Г.Ю., заместитель председателя Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представила «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».

О роли подразделения по делам несовершеннолетних и органов опеки в построении и реализации индивидуальной траектории сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении рассказали Солодянкина О.В., и.о. начальника ПДН УМВД России по г. Пскову и Федорова И.В., заместитель начальника отдела семьи, опеки и попечительства территориального Управления г. Пскова ГУСЗН.

Возможности Центра занятости по трудоустройству несовершеннолетних раскрыли Кузьмина М. В., начальник отдела взаимодействия с работодателями и Лебедева Е.В., психолог «Центра занятости населения города Пскова».

Участников конференции заинтересовал опыт практической реализации индивидуальной траектории сопровождения, представленный в выступлениях Александровой Ю.О., социального педагога МБОУ «Вечерняя (сменная) школа №»1» и Михайловой Т.В., методиста МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

В результате обсуждений участники конференции договорились об использовании межведомственного взаимодействия как ресурса для последовательной помощи конкретному ребенку и его семье.

Финальной частью конференции стала деловая игра, в которой участники познакомились с распространенными в жизни детей трудными ситуациями. Специалисты разработали и представили свои варианты индивидуальной траектории сопровождения по каждому случаю.

28.03.2013 г . на базе МБОУ «Центр ППРиК» прошел семинар для зам. директоров школ по УВР и учителей коррекционных классов VII вида «Коррекция недостатков развития детей с ОВЗ (индивидуальная образовательная траектория)» в рамках внедрения требований ФГОС второго поколения.

В работе семинара приняли участие 34 представителя 16 образовательных учреждений. На семинаре рассматривались вопросы, связанные с внедрением требований ФГОС в коррекционно-развивающую работу, проводимую с обучающимися в коррекционных классах VII вида.

Большой интерес у собравшихся педагогов вызвала «Методическая копилка» - электронная папка, включающая в себя методические, диагностические материалы, разработанные специалистами МБОУ «Центр ППРиК», ППК, СОШ № 13, 17, 9.

27.03.2013 г . в рамках городской методической недели в Центре состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Психологическое обеспечение ФГОС». Семинар собрал 27 педагогов-психологов школ города Пскова. На заседании рассматривался вопрос применения психодиагностического инструментария на ступени начального образования.

Участники семинара обсудили вопрос об использования расширенной диагностики сформированности универсальных учебных действий при сопровождении внедрения ФГОС. Методист Ваисова Я.А. обеспечила присутствующих электронным вариантом методических рекомендаций «Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС», одобренных Министерством образования.

26.03.2013 г. состоялось методическое объединение учителей – логопедов школ по теме: «Особенности логопедической работы по формированию навыка написания слов по традиционному принципу».

Проводили методическое объединение методист Центра Балобейко Елена Викторовна, учителя – логопеды школ Асадчая Е.В., Ефимова Р.А. и Желамская О.В.. Они познакомили с приемами запоминания слов по традиционному принципу написания. Их использование позволяет улучшить качество запоминание слов с непроверяемыми орфограммами, обогатить словарный запас и вызвать интерес к изучению русского языка

14 марта 2013 года в г. Пскове состоялся ежегодный областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2013», в котором приняли участие 15 специалистов из различных районов Псковской области.

Специалисты Центра внесли свой вклад в участие, организацию и проведение Конкурса.

При поддержке коллектива Центра на конкурсе достойно выступила молодой специалист, педагог-психолог Масловская Марина Вадимовна, которая представила технологию формирования психологической компетентности волонтеров.

В команду членов жюри вошла опытный педагог-психолог, методист Центра Ваисова Янина Алексеевна, лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 2011».

МБОУ «Центр ППРиК» поздравляет с заслуженной победой на Конкурсе Истомину Оксану, педагога-психолога Писковичской школы.

 

13 и 14 марта состоялись собрания родителей обучающихся Центра. Информация об учреждении, об участии родителей в управлении и развитии Центра прозвучала в выступлениях. Вопросы создания условий для эффективной помощи ребенку, имеющему проблемы развития, воспитания, поведения находились в центре внимания присутствующих. В анкетах для родителей нашли отражение показатели удовлетворенности услугами учреждения, пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования работы.

28 февраля 2013 года в образовательном пространстве г. Пскова в рамках межведомственной городской операции «Забота» была проведена волонтерская акция «Не будь равнодушен».

Цель Акции – сделать волонтерское движение более популярным, вовлечь в него как можно больше молодых людей. Организаторами Акции стали старшеклассники, проходящие курс обучения в Центре по программе подготовки волонтеров.

В Акции приняли участие образовательные учреждения г. Пскова: МБОУ «Лицей №4 «Многопрофильный», МАОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства № 10», МБОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова».

Обучающиеся с интересом прослушали информацию о волонтерском движении г. Пскова, поучаствовали в социологическом опросе, посвященном проблемам организации добровольческой деятельности в образовательных учреждениях города. Каждый участник акции получил листовку «Добро возвращается».

28 февраля 2013 года учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений собрались в Центре для проведения МО по актуальной теме «Повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи».

Для повышения компетентности родителей логопеду необходимо использовать разные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, информационно-просветительские. Благодаря таким формам взаимодействия педагог включает родителей в коррекционный процесс, делает их союзниками и грамотными помощниками.

Подготовили и провели методическое объединение учителя-логопеды и педагог-психолог МБДОУ № 32. Они подобрали разнообразный практический материал и поделились опытом по теме.

 

28.02.2013 года состоялось методическое объединение социальных педагогов по теме:

«Социальный статус подростка». Заседание проводилось на базе МБОУ «Лицей № 4».Присутствовали 19 социальных педагогов школ города Пскова.

Методист Центра Михайлова Т.В. познакомила присутствующих с понятием социально-психологического статуса и организовала обмен мнениями социальных педагогов по поводу их видения собственного профессионального статуса в учреждении.

 

13 февраля 2013 года на экспертном совете Управления образования города Пскова специалисты МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» представили результаты реализации инновационного проекта «Внедрение «Оптимального объема профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения».

Результаты 4-х летней работы муниципальной экспериментальной площадки были представлены с позиции администрации - Серб Т.В., директор Центра; с позиции науки - Калинина Р.Р., научный руководитель, замдекана факультета психологии ПГУ, к.п.н; с позиции практической реализации – Дворецкая Т.В., зам.директора по НМР.

В обсуждении приняли участие члены экспертного совета и приглашенные представители образовательных учреждений Барканова И.В., директор школы №11, Образцова Л.В., зам. директора школы №9, педагоги-психологи Попова Т.М., Цветкова Е.Б., которые внедрили «Оптимальный объем» в свою профессиональную деятельность.

Члены экспертного совета признали инновационный проект «Внедрение «Оптимального объема профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения» успешно реализованным и рекомендовали дальнейшее использование «Оптимального объема» в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в качестве компонента базовой программы психологического сопровождения.

 

31 января 2013 года в МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» состоялся семинар «Итоги и особенности организации мероприятий по раннему выявлению из числа обучающихся лиц, допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ». На мероприятии присутствовали ответственные за организацию тестирования обучающихся на употребление наркотических средств и психотропных веществ общеобразовательных учреждений г. Пскова.

Заведующая отделом по первичной профилактике наркотизма Масловская М.В. рассказала о результатах тестирования обучающихся на наркотики, проходившего во всех общеобразовательных учреждениях города в период с октября по ноябрь 2012 года. Участники семинара обсудили трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе организации тестирования, а также поделились друг с другом опытом проведения данной процедуры.

29 января в Центре состоялся семинар для учителей-логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Обобщить опыт и пополнить свои знания собралось более сорока специалистов.

Темой семинара были здоровьесберегающие технологии в логопедической работе. Проводили семинар опытные учителя-логопеды высшей категории, методисты Центра Балобейко Елена Викторовна и Яковлева Елена Борисовна и логопед высшей категории МБОУ № 49 для детей с нарушением зрения – Швец Татьяна Николаевна.

Цель семинара: познакомить учителей – логопедов с системой здоровьесберегающих технологий, представить частные методики коррекционных технологий и технологий сохранения и стимулирования здоровья.

 

 

 



 
     
 
     
 





г. Псков, Рижский проспект, дом 14, тел.: 57-37-46, 57-37-45;
ул. Металлистов, дом 10 тел.: 73-80-24, 73-72-70.

Наш e-mail pspprk@yandex.ru

Адрес сайта: pprik-pskov.narod.ru